Большинство выпускников турвузов не востребованы рынком

Выпускников по специальностям в сфере туризма и гостеприимства в России готовит 181 вуз, при этом число занятых в туроператорских и турагентских компаниях не превышает 40 тысяч человек, заявил ректор Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС) Александр Федулин. «В России существует несколько крупных операторов и не очень развитая сеть турагентств, это маленькие компании. По данным Росстата за 2011 год, в турбизнесе работают 40 тысяч человек. В гостиницах — около 440 тысяч человек. При этом выпускников по специальности «туризм и гостеприимство» готовит 181 вуз. Где-то это группа студентов, где-то одна кафедра. В прошлом году туристические вузы выпустили 13 тысяч выпускников, в том числе 70% — с высшим образованием. Где все они будут работать? В Москве и Санкт-Петербурге еще можно найти работу. В остальных городах рынок маленький», — рассказал он на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной 60-летию РГУТиС.

Федулин добавил, что, по данным Всемирного совета по туризму, общая занятость в сфере туризма в России составляет 900 тысяч человек, или 1,3% от работающего населения, тогда как среднемировой показатель — 3,3%. По подсчетам зарубежных специалистов, каждый пятый выпускник школы в мире начинает трудовую деятельность в туристской отрасли. Глава Ростуризма Александр Радьков добавил, что ученики высших и средних учебных заведений по специальности «туризм» с трудом трудоустраиваются, потому что не востребованы бизнесом. По его словам, программы слишком академичны, мало практики, а образование должно соответствовать запросам и потребностям рынка.

«Большая часть проблем в сфере сервиса связана с падением общего уровня культуры. Если мы говорим об обслуживании, воспитании престижа профессии, подготовки кадров, надо начинать со школьного образования. Когда к нам приходят студенты, они знают город, где живут, и еще две-три точки на карте. Они не могут продавать туры, потому что не знают географии, часовых поясов», — подчеркнул Федулин. Он добавил, что советует абитуриентам собственного вуза выбирать специальности в сфере гостиничного сервиса, так как для работы в турагентстве, по его мнению, не нужно специальное образование.

«Менеджеру по продажам туров нужно уметь обращаться с компьютером, знать географию и быть хорошим психологом. Образование, тем более высшее, для этого не обязательно. В гостиничном сервисе работа более перспективна и больше возможностей для самореализации», — сказал эксперт. По его мнению, существует переизбыток кадров с высшим образованием. «Мы говорим о широкомасштабных спортивных мероприятиях, которые предстоят в России, но забываем, что там не нужно такое число специалистов с высшим образованием, несмотря на большое число вводимых объектов. После проведения в России крупнейшего мероприятия международного уровня — саммита АТЭС — необходимо проанализировать его результаты с точки зрения подготовки кадров для сферы гостеприимства и качества сервиса», — подчеркнул ректор.

Он полагает, что основное внимание в сфере подготовки кадров для туризма нужно сконцентрировать на дополнительном образовании. «Огромное число людей в регионах нуждаются в работе и не испорчены новой системой школьного образования, то есть имеют кругозор для этой работы», — полагает Федулин. РГУТиС отмечает 60-летие в сентябре 2012 года. В советское время вуз занимался подготовкой персонала для сферы бытовых услуг. Сейчас это одно из ведущих образовательных учреждений в сфере туризма и гостеприимства. Студенты обучаются на шести факультетах — экономики, гостиничного дела, туризма, художественно-прикладном (готовит специалистов в сфере дизайна помещений гостиниц и ресторанов), юридическом, сервиса.